В Забайкалье до 1917 года было освящено 12 церквей в честь Казанской иконы

Образ Казанской иконы Божией Матери был всегда любим русскими людьми. Именно этому образу посвящено множество храмов в России. Не является исключением и наш край.

В Забайкалье до 1917 года было освещено 12 церквей в честь Казанской иконы Божией Матери: три в Селенгинском уезде в селениях Улятуевское, СреднеУбукунское, Твороговское; две в Верх-неудинском уезде в селах Пестеревское и Урлук; одна в Акшинском уезде в с. Средняя Борзя; две в Нерчинском уезде в селах Бишигенское и Батаканское; три в Читинском уезде в селах Николаевское, Князе-Урульгинское, Олинское.
Самой известной и значимой церковью на территории Забайкалья среди Казанских церквей был старый Казанский собор в г. Чита. До 1907 г. Казанская церковь была кафедральным собором, пока не вступила в действие Андреевская Крестовая архиерейская церковь и не началось строительство Александро-Невского собора.Церковь Казанской иконы Божией Матери в Чите была построена в 1866 г. на Михайловской площади (в настоящее время площадь Декабристов). В 1899 г. был устроен и освящен небольшой восточный придел во имя Архистратига Михаила. В народной памяти Казанский собор сохранился как «старый собор», а собор во имя Александра Невского стали называть «новым».
Когда-то старый собор окружала березовая роща. Место было солнечное, теплое, поэтому читинцы любили отдыхать там. Кроме того, многие годы Казанский собор был центром духовной жизни горожан.
Самым известным настоятелем собора был протоиерей Иоанн Титов. Он более 36-ти лет отдал пастырскому служению в этом храме.Во время революционной смуты и обновленческого раскола, когда раскольники-обновленцы силой захватили все православные храмы Читы, Казанский собор выстоял. Влияние обновленческой церкви, благодаря твердости в вере настоятеля и прихожан, не коснулось его. Кроме того, в 1924 г. собор снова приобретает статус кафедрального: службы возглавляются правящим архиереем – владыкой Даниилом (Шерстенниковым), а затем епископом Евсевием (Рождественским).
В 1927 г. собор закрыли, а в 1929 г. он был передан в ведение советским властям. В 1932 г. в здании собора размещается канцелярия курсов шоферов треста “Востсибзолото», а с 1936 г. – контора “Кондитерсбыт».
В конце 1930-х гг. собор был снесен. Площадь, где он стоял, была позднее вы-мощена каменными плитами – надгроб-ными памятниками со старого читин-ского кладбища. Надписи на надгробных плитах видны и сейчас.
В начале XXI в. для возрождения и сохранения памяти о старом Казанском соборе установлена добрая тради-ция совершения крестных ходов в день празднования Казанской иконе Божией Матери (4 ноября) к месту, где когда-то стоял этот величественный храм, построенный в честь Нее, и который до конца своего существования представлял оплот православной веры на забайкальской земле.
10 лет назад в суровом Забайкалье за-сияли купола Казанского кафедрального собора, который по праву называют драгоценной жемчужиной Восточной Сибири.
Величественный, небесного цвета златоглавый пятикупольный храм с высокой колокольней построен по проекту заслуженного архитектора России Виктора Кулеша. Собор изумляет не только внешней и внутренней красотой, размерами (из вновь построенных храмов в России он второй по величине после храма Христа Спасителя в Москве), архитектурными формами, но и стремительностью возведения: 6 декабря 2001 г. в день памяти Александра Невского, небесного покровителя Забайкалья, был освящен закладной камень в основании будущего собора, а уже менее чем через 3 года, 26 сентября 2004 г., состоялось торжественное освящение главного придела в честь Казанской иконы Божией Матери будущим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (в то время митрополитом Смоленским и Калининградским). С этого момента красавец-собор воистину стал сердцем Читы православной.
Казанский кафедральный собор спланирован как трехпрестольный: правый придел освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, левый – в честь святых Царственных Страстотерпцев. Под главным алтарем храма, в цокольной части, расположился храм-крестильня в честь святого равноапостольного князя Владимира. В основании Престола собора заложена частица мощей святого преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Таким образом, храм напоминает нам о самых почитаемых святых, в земле русской просиявших, о наиболее значимых событиях истории Отечества, начиная от Крещения Руси и до расстрела последнего русского царя. Он служит не только местом торжественных архиерейских богослужений и соборной молитвы, но и заставляет задуматься всех входящих в него о роли православия в исторической судьбе русского народа, символизирует начало нашего духовного возрождения после долгих лет безбожия.