В Карымском районе Храмы строились всем миром

История сел Карымского района намного богаче и интереснее, чем кажется, на первый взгляд. И речь идет не о далеком прошлом, а о недавнем времени, когда звон колоколов плыл над крышами сел и станиц.

— Трудолюбие крестьян и казаков, поселившихся в Забайкалье, вознаграждалось хорошими урожаями, увеличением поголовья скота и ростом материального благополучия. Для этого крестьянам и казакам приходилось много работать: с раннего утра до поздней ночи. Русский православный человек не может жить только интересами материального благополучия, но и ищет удовлетворения и в своих духовных потребностях. Поэтому, как только поселок обосновался и богател, его жители начинали строить свою церковь. В большинстве случаев храмы строились всем миром на средства прихожан и отражали состоятельность жителей села, — рассказывает на страницах газеты «Красное знамя» №    89 краевед О. Косенков.
— В 20-м столетии, в период СССР, большинство церквей было закрыто и разрушено и напоминают нам о себе только остатками фундаментов, — рассказывает краевед. — Сегодня мало кто помнит о том, что в селах стояли храмы и в честь каких небесных покровителей они именовались. Поэтому стоит вспомнить эти названия.
Так, например, в селе Тыргетуй церковь во имя Святого Архангела Михаила, деревянная, 1884 года постройки и церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери, деревянная, 1830 года постройки. В селе Жимбира церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, деревянная, 1878 года постройки. В селе Урульга церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, деревянная, 1784 года постройки. В селе Эда-куй церковь во имя святителя Иннокентия, деревянная, 1880 года постройки. В селе Кайдалово церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, изначально построена деревянной в 1830 году, в 1868 году перестроена в каменную. В селе Ундурга церковь в честь Покрова Божьей Матери, деревянная,1878 года постройки. В селе Пальшино церковь во имя Архангела Михаила. В поселке Дарасун церковь во имя Святой великомученицы Пара-скевы-Пятницы, деревянная, 1893 года постройки. В селе Кумахта церковь во имя преподобного Серафима, деревянная, 1909 года постройки. В селе Новодоронинск церковь во имя Святого пророка Илии, деревянная, 1905 года постройки. В поселке Ку-рорт-Дарасун церковь в честь Покрова Божьей Матери, деревянная, построена в 1886 году. В селе Адриановка церковь во имя Святых равноапостольных Константина и Елены, построена в 1902 году.
На сегодняшний день из всех вышеперечисленных храмов сохранился всего один — каменная церковь в селе Кайдалово. Сохранилось до наших дней и здание деревянной церкви в селе Большая Тура. Церковь была построена в 1914-1915 году, имя ее небесного покровителя установить не удалось. До недавнего времени в бывшем здании церкви располагалась сельская библиотека. К сожалению, эти единственные сохранившиеся культурные и архитектурные памятники нашей истории остаются невостребованными, — сказал в заключение В. Косенков.