ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ: Защита прав несовершеннолетних и молодежи в Забайкальском крае

Сегодня в прокуратуре Забайкальского края под руководством заместителя прокурора края Баира Доржиева прошла пресс-конференция по теме «Защита прав несовершеннолетних и молодежи в Забайкальском крае».

Перед журналистами региональных СМИ выступили Баир Доржиев, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры края Ирина Хребтова, старший прокурор этого отдела Светлана Сухопарова, прокурор отдела Татьяна Сараева, заведующая отделением экстренной психологической помощи по телефону Центра психолого-педагогической помощи населению «Доверие» Забайкальского края Ирина Замарёхина, ведущий специалист-эксперт управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю Ксения Иванова.
В ходе пресс-конференции ее участники ответили на многочисленные вопросы представителей СМИ.
Результаты прокурорских проверок, проводимых по краю, свидетельствуют о многочисленных нарушениях законов о правах и интересах несовершеннолетних.
В 2012 году выявлено 10150 (2011 г.-8435) нарушений, для устранения которых опротестовано 336 незаконных правовых актов, внесено 1027 представлений, в суды направлено 2819 (2011 г.-2323) исковых заявлений. За допущенные нарушения законов к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 1196 должностных лиц.
При проверках исполнения законодательства об образовании прокурорами выявлялись нарушения, связанные с несоблюдением  прав несовершеннолетних на получение  общедоступного и бесплатного  образования, внесением родителями учащихся и воспитанников  благотворительных взносов и добровольных пожертвований на различные нужды учреждений, в т.ч. те, которые  должны финансироваться из бюджета. В  договоры с родителями обучающихся включались  условия, противоречащие требованиям закона и ущемляющие права граждан. Особенно указанные нарушения были распространены по городу Чите.
Почти во всех районах края нарушаются права учащихся  в части предоставления  бесплатных учебников, так как в основном учебники приобретаются за счет родительских средств. Исковые заявления прокуроров районов о предоставлении учащимся бесплатных учебников удовлетворены во всех случаях, однако исполнение судебных решений по вине финансовых органов края задерживается. Поэтому новому Правительству края необходимо будет принять конкретные меры по обеспечению всех учащихся бесплатными учебниками в образовательных учреждениях.
Проверками соблюдения законов о защите прав и интересов несовершеннолетних, обучающихся в 10 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, выявлены нарушения, свидетельствующие о том, что не во всех коррекционных образовательных учреждениях обеспечены условия пребывания в них несовершеннолетних, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и иным требованиям законодательства.  Прокурорами также выявлялись нарушения требований ст. ст. 331, 351.1  Трудового кодекса Российской Федерации о запрете судимым лицам работать в образовательных учреждениях.
Продолжают иметь место в крае нарушения законодательства о безопасности перевозки школьников к месту учебы и обратно. Так, в текущем году  при проведении проверки по  факту получения телесных повреждений тремя несовершеннолетними, выпавшими из движущегося автобуса в результате самопроизвольного открывания задней запасной двери эвакуационного выхода на 61 км. автодороги Шелопугино-Балей на участке школьного маршрута с. Унда — с. Ёлкино, были установлены грубейшие нарушения требований к организации и осуществлению школьных перевозок,  в соответствии с которыми  количество  пассажиров школьного автобуса не должно превышать числа посадочных мест. В автобусе же находились 30 детей  и сопровождающий при наличии только  22 мест.
Из года в год возрастает число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в нарушение закона не обеспеченных жилыми помещениями. Финансирование расходов на эти цели в бюджете края в текущем году увеличено до 400 млн. рублей, однако и этой суммы явно недостаточно. До настоящего времени не исполнено 849 судебных решений о предоставлении жилья.
В связи с изменением  федерального закона в части обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа специализированным жильем, передачи полномочий по учету и организации работы по предоставлению жилых помещений на уровень субъекта необходимо краевым министерствам и ведомствам принять меры по неукоснительному соблюдению требований законодательства, недопущению нарушений прав указанных лиц.
Результаты проверок исполнения законодательства об обеспечении прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на закрепленные за ними жилые помещения, показали, что нарушения, связанные с незаконным закреплением жилых помещений, непринятием мер к их сохранности, распространены, а органами опеки и попечительства, администрациями интернатных учреждений не принимаются достаточные меры для соблюдения прав несовершеннолетних. Проверками в 16 районах края (Агинский, Акшинский, Забайкальский, Каларский, Карымский, Краснокаменский, Красночикойский, Кыринский, Оловяннинский, Ононский, Петровск-Забайкальский, Сретенский, Читинский, Шилкинский, Черновский, Ингодинский) прокурорами выявлены факты необоснованного закрепления за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, жилья, на которое они не имеют права, находящегося в собственности родителей, лишенных родительских прав, иных родственников, опекунов, а также жилья, находящегося в аварийном состоянии. Кроме того, имели место факты закрепления жилых помещений при отсутствии на них каких-либо правоустанавливающих документов. При этом органы опеки и попечительства бездействовали и не принимали мер к решению вопросов об отмене незаконных постановлений о закреплении жилья или сбору необходимых правоустанавливающих документов. Так, в Ононском районе прокурорской проверкой установлено, что из 19 несовершеннолетних, имеющих закрепленные жилые помещения, в 14 случаях жильё закреплено необоснованно, в том числе у 9 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены жилые помещения, нанимателями которых являются их опекуны.
При проверках исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов выявлялись нарушения требований законодательства о своевременном обеспечении детей-инвалидов техническими средствами реабилитации, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, выделении дополнительной жилой площади, реализации права на образование, беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и другие.
По результатам проверок исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних установлены нарушения прав детей на оказание им доступной и качественной медицинской помощи, своевременное и в полном объеме получение консультаций врачей-специалистов, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию.
Проверки соблюдения требований законодательства при организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях края показали, что в них не выполняются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, о физиологических нормах и рационе питания детей, отсутствуют необходимые документы, подтверждающие качество и безопасность продуктов. Нарушения законодательства были выявлены прокурорами в 51 дошкольном образовательном учреждении, 53 общеобразовательных учреждениях, 5 профессиональных училищах и 5 детских домах в 18 районах края.
Проверки соблюдения  прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах показали, что, несмотря на принимаемые меры, не везде в  учреждениях налажена работа по защите прав и интересов воспитанников.  Некоторыми  детскими государственными учреждениями не в полном объеме выполняются обязанности опекунов в отношении воспитанников. Так, не принимаются все необходимые меры, направленные на соблюдение прав детей на получение причитающихся им алиментов. Учреждениями не инициируются вопросы  привлечения родителей – неплательщиков алиментов к ответственности, в том числе и уголовной   по ч.1 ст. 157 УК РФ, должное взаимодействие по обмену информацией с районными отделениями УФССП России не налажено, вопрос об обжаловании действий приставов в случае несвоевременного предоставления информации о результатах исполнительных действий либо ее ненаправления не рассматривается. Такие факты  выявлялись прокурорами в  Линево-Озерском, Колочнинском,  Первомайском,  Курорт-Дарасунском детских домах.
По-прежнему   нарушаются  и  жилищные права детей, находящихся в детских домах. Не принимается надлежащих мер к обеспечению сохранности жилых  помещений, закрепленных за несовершеннолетними,  использованию их в интересах детей. Подобные нарушения выявлены в Колочнинском, Курорт-Дарасунском, Борзинском детских домах.
Несмотря на принимаемые меры, специалистами соответствующих служб в учреждениях систематически выявляются нарушения санитарно-гигиенических требований и правил противопожарной  безопасности.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Балейском, Хилокском, Шилкинском, Шелопугинском, Каларском, Карымском, Красночикойском    районах в нарушение требований ст.ст.11,28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не соблюдаются установленные санитарные правила и гигиенические нормативы.
По результатам проверок направлены представления об устранении нарушений законодательства в министерство здравоохранения, министерство социальной защиты населения с требованием привлечения виновных лиц к ответственности.
* * *
Прокуратурой края систематически анализируется состояние  подростковой преступности, а также преступлений в  отношении несовершеннолетних. На постоянной основе проводятся проверки  исполнения законодательства  о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учитывая, что основными причинами большого количества преступлений, совершенных  как  несовершеннолетними, так и в отношении детей,  по-прежнему являются низкий уровень жизни значительной части населения Забайкальского края, алкоголизация общества, неблагополучие семей, неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей,  в 2012 году  были  проведены проверки  исполнения законодательства, направленного на своевременное оказание государственной помощи детям, проживающим в семьях, находящихся в социально-опасном положении, предупреждение среди них правонарушений.
Проверками выявлялись нарушения, связанные с несвоевременным выявлением семей, находящихся в социально опасном положении, отсутствием необходимой профилактической работы,  взаимодействия органов и учреждений системы профилактики. Результаты проведенных проверок обсуждены  на координационном  совещании руководителей правоохранительных органов края.
Мерами прокурорского реагирования обращено внимание органов власти, руководителей органов системы профилактики на необходимость усиления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, своевременного выявления детей, находящихся в социально опасном положении. В план постоянно действующего координационного совещания при Губернаторе на 2013 год  по предложению прокуратуры края включено рассмотрение   вопроса об эффективности  работы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  с неблагополучными семьями  и  повышении роли и ответственности  родителей, иных законных представителей несовершеннолетних в воспитании детей.
В 2012 году прокурорами выявлено  985 нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для устранения которых внесено 180  представлений. Мерами прокурорского реагирования за различные нарушения законодательства в  этой сфере к дисциплинарной ответственности  привлечено 134  должностных лица, в том числе 68 сотрудников органов внутренних дел.
На 2013 год запланировано проведение проверок исполнения законодательства об индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, состоящими на учете, взаимодействии органов и учреждений системы профилактики с рассмотрением вопроса также на координационном совещании.
В 2013 году проведены проверки исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  по расследуемым фактам гибели детей в Ингодинском и Черновском районах г.Читы, насилия в отношении детей в Шилкинском районе. Проверками выявлено отсутствие необходимого взаимодействия правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики, а также ненадлежащее исполнение их должностными лицами своих обязанностей при недостаточности ведомственного контроля. Так, о неисполнении родителями  малолетних  Павлова и Шестакова   (Ингодинский район – замерзшие дети) родительских обязанностей было известно органам здравоохранения и социальной защиты, однако соответствующая информация  о нахождении семьи в социально опасном положении в органы  внутренних дел  направлялась только в октябре 2011 года, но осталась без соответствующего рассмотрения.  Сообщение об  избиении Серебренниковой Арины в возрасте 2 лет поступало на станцию скорой помощи в октябре 2011 года, однако медицинские работники, не обнаружив ребенка по указанному адресу, сообщение для проверки в правоохранительные органы не передали.  Малолетняя Серебрякова была убита матерью в июне 2012 года (Черновский район).
За 2 месяца 2013 года зарегистрировано 221 преступление, совершенное несовершеннолетними и с их участием, удельный вес подростковой преступности возрос с 7,8% до 9,6%. Несовершеннолетними совершено 152 кражи, 14 грабежей, 2 убийства.
Анализ преступности несовершеннолетних показал, что фактически подростками за 2 месяца совершено по оконченным уголовным делам меньше преступлений. Однако грубое нарушение сроков расследования, волокита по уголовным делам органами следствия СУ СК РФ по Забайкальскому краю, органами следствия и дознания УМВД России по Забайкальскому краю способствовало тому, что преступления, совершенные подростками еще в августе-октябре 2012 года, перешли в отчетные сведения за 2 месяца 2013 года. По ряду дел уголовные дела были окончены только в январе либо феврале текущего года.
Причинами нарушений Уголовно-процессуального кодекса РФ по сроккм расследования, наряду с другими, является ненадлежащий ведомственный контрль со стороны руководителей органов дознания и следствия. Прокурорами при проверке уголовных дел принимаются меры реагирования по пресечению фактов волокиты, бездействия, нарушения сроков расследования указанными органами.
В 1 полугодии 2013 года запланированы проверки исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних во всех учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовлен план мероприятий, направленных на усиление  прокурорского надзора в сфере профилактики, выявления и пресечения преступлений в отношении несовершеннолетних.
* * *
Анализ мер, принимаемых к родителям, не занимающимся воспитанием детей, показывает, что ежегодно их количество в крае остается очень высоким.
В целях совершенствования деятельности по выявлению и пресечению фактов ненадлежащего исполнения обязанностей родителями по уходу, воспитанию и содержанию несовершеннолетних, создания условий для эффективной защиты детей от жестокого обращения и иных преступных посягательств со стороны взрослых, организации обмена информацией, свидетельствующей о таких фактах, прокуратурой края, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерством здравоохранения Забайкальского края, Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерством социальной защиты населения Забайкальского края 09.06.2011 принято совместное Указание №   8/21 «О выявлении фактов и порядке направления и разрешения информации об обстоятельствах, свидетельствующих о жестоком обращении с несовершеннолетними со стороны родителей и лиц, на которых возложены обязанности по их воспитанию».
Однако требования законодательства, указаний выполняются не всеми министерствами, что влечет несвоевременное выявление неблагополучных семей, в которых дети находятся в социально опасном положении. Так, органами социальной защиты не направлялись в органы внутренних дел имеющиеся информации о нахождении семьи Павловой Т. В. (Ингодинский район г.Читы) в социально опасном положении, о наличии фактов, свидетельствующих о жестоком обращении с четырьмя детьми, трое из которых впоследствии стали жертвами преступлений. При проведении проверки по факту убийства в июне 2012 малолетней Серебренниковой Алины её матерью (Черновский район г.Читы) было установлено, что в октябре 2011 в ГКУЗ «Станция скорой медицинской помощи» поступал вызов к ребенку, в котором указано, что девочка избита (отек лица, травма шеи, головы). По приезду работников ССМП двери квартиры им не открыли, но информацию о двухлетнем ребенке и признаках жестокого обращения с ним в правоохранительные органы медицинские работники не передали, чем грубо нарушили требования законодательства о своевременном выявлении фактов жестокого обращения с детьми и обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних.
На конец 2012г. на профилактическом учете в органах внутренних дел края состояло 2048 социально неблагополучных родителя, которые надлежащим образом не занимаются воспитанием своих детей и отрицательно влияют на них. В отношении таких родителей за 2012г. по ст. 5.35 КоАП РФ составлено 5009 административных протоколов.  Органами внутренних дел в прошедшем году было выявлено 517 беспризорных и безнадзорных детей. Из года в год в районах края не уменьшается число родителей, лишенных родительских прав. В такой ситуации органам системы профилактики необходимо принимать весь комплекс мер, направленных на организацию эффективного межведомственного взаимодействия, своевременное выявление фактов жестокого обращения с детьми и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Источник: prokuratura.chita.ru