Мэрия Читы: Почему возрастет плата за проезд в троллейбусах

С 1 апреля плата за проезд в читинских троллейбусах возрастет с 14 до 16 рублей. Соответствующее постановление принято управлением регулирования цен и тарифов города Читы. Обосновано ли повышение тарифа? – спросили мы у начальника управления Татьяны Гулько.

Вот что она пояснила:  — Тариф — это экономическая категория, от которой зависят основные показатели производственно-хозяйственной деятельности, т. е. финансовая и экономическая устойчивость предприятия. Прежде, чем принять тариф на услуги, оказываемые населению, проводится большая подготовительная работа по его расчету, вернее сказать по его экономической обоснованности, т. е. тариф не должен быть ни завышен, ни занижен. Проводится анализ всех натуральных показателей   (количество перевезенных пассажиров, обеспеченность подвижным составом, его износ, фонд рабочего времени), фактического финансового состояния предприятия, осуществляется расчет по каждой статье затрат, исходя из нормативов, цен на материалы, ГСМ, электроэнергию.
Тариф рассчитывается таким образом, чтобы предприятие могло осуществлять свою текущую деятельность по перевозке пассажиров, и оказываемые транспортные услуги были качественными, безопасными и своевременными.  Сегодня, из-за изношенности подвижного состава (так из 93 троллейбусов, находящихся на балансе МП «Троллейбусное управление», 73 единицы эксплуатируются более 10 лет или 78% от общего количества, прошли срок амортизации) и недостатка финансирования для приобретения необходимого количества запчастей и материалов для ремонтов подвижного состава, у транспортного предприятия отсутствует возможность в полном объеме удовлетворить спрос населения на транспортные услуги.
Действующий тариф на проезд в электротранспорте городского округа «Город Чита» в размере 14 руб. был установлен с 1 июля 2011 года. Таким образом, увеличение размера тарифа не производилось почти два года, в течение которых росли цены и тарифы на энергоресурсы, материалы и ГСМ.  Основные статьи затрат в себестоимости услуг по перевозке пассажиров составляет заработная плата работников – 52% от общей суммы затрат, отчисления на страховые взносы в соответствии с законодательством – 16%, затраты на электроэнергию -14%, 8% — это затраты на материалы, запчасти на текущий и восстановительный ремонт подвижного состава. При расчете экономически обоснованного тарифы на транспортные услуги принят рост заработной платы 6,5%, и ставка первого разряда в размере 1816 руб. Фактическая средне списочная численность МП «Троллейбусное управление» составляет 831 человек.
Средняя заработная платы работников за 2012 год составила 18588 рублей в месяц.  Оплата за потребляемую электроэнергию производится по нерегулируемым тарифам, так в 2012 году среднегодовой тариф за электроэнергию составил 2,95 руб./ кВт., а в феврале 2013 он уже составил 3,14 руб. за кВт., или выше на 6,4%. Так же наблюдается рост цен и тарифов по всем статьям затрат и все они подтверждены документами, счетами-фактур, ни одна цифра не принята без обоснования. Также изменилось законодательство РФ, в соответствии с которым с 1 января 2013 года, в тариф на проезд в электротранспорте городского округа «Город Чита» включаются затраты на основании федерального закона от 14 июня 2012г. №   67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда». Так, на каждый проданный билет законодатели устанавливают сумму сбора от 33 до 67 копеек и это увеличило затраты предприятия на два с лишней миллиона рублей. Федеральный закон 1 июля 2011г. №   170 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и Постановление Правительства Забайкальского края 21 декабря 2011г. №   495, предусматривают дополнительные расходы на проведение платной аккредитации технического осмотра троллейбусов. И не включить данные затраты в себестоимость услуг МП «Троллейбусное управление» неправомерно.
Кроме текущих расходов, в тарифе в обязательном порядке предусматривается рентабельность на развитие предприятия. В установленном тарифе учтена рентабельность в размере 10%, т.е. минимальное значение. А учитывая результаты работы предприятия за предыдущие годы, так в 2011 году получены убытки в размере 8 млн. рублей, в 2012 году убытки возросли до 12 млн.рублей, следует сделать вывод, что предприятие, всю предусмотренную в тарифе рентабельность на развитие, использует на текущую эксплуатацию подвижного состава, а это приводит к ухудшению финансового состояния предприятия.
Справедливости ради следует отметить, что большая часть граждан города, которую можно отнести к малообеспеченным слоям населения, получает социальную поддержку при оплате проезда в общественном транспорте в виде льготной 50% стоимости билета, на основании ст. 1 Закона Забайкальского края от 23 сентября 2009 г. N 243-ЗЗК «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края». Цена льготного билета с 1 апреля 2013года составит 8 рублей.

Источник: Пресс-служба администрации городского округа «Город Чита»