Татьяна Гулько: «Только в четырех УК не выявлены нарушения при проверке»

Честность, высокая ответственность перед собственниками жилья. Для многих управляющих компаний это пока только благое, не подкрепленное практикой,  намерение.  К такому выводу пришла пресс-секретарь Думы городского округа город Чита Лариса Семенкова, размышляя в своей статье об информации, представленной начальником управления регулирования цен и тарифов Читы Татьяной  Гулько и заместителем председателя комитета ЖКХ администрации города Сергеем Скурыдиным  на заседании комиссии градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Думы Читы.

Что выявили проверки?
Если раньше  управляющие компании  были вправе контролировать лишь собственники жилья и государственная жилищная инспекция, то с августа 2012 года к этому подключился и муниципальный контроль, на основании нормативно-правовых решений  он был возложен на управление регулирования цен и тарифов. По словам начальника управления Татьяны Гулько, основанием для проверки служит заявление собственника или председателя совета дома о невыполнении управляющей компанией обязательств договора управления.
— То есть, проводили внеплановые проверки условий выполнения договора управления, который на основании Жилищного кодекса должен быть в каждом доме, — говорит Татьяна Алексеевна. — Без него компания не может управлять, взымать деньги з свою работу. Данный договор должен соблюдать определенные условия, выполнять перечень работ, который мы  с 2010 года стали публиковать. В том числе, расходы самой управляющей компании.
Сколько средств управляющая компания должна собрать с данного дома за определенный период времени? Какие работы она должны выполнить на эти средства, и что из этого выполнено некачественно или не сделано вообще? То есть, надлежащим образом или вообще не выполняется? На эти и другие вопросы искали сотрудники управления ответы, проведя  с 2012 по сегодняшний день 60 проверок. Поначалу очень много жалоб было на оплату за так называемые общедомовые нужды – ОДН. Но контроль за решением этих проблем взяли в итоге представители государственной жилищной инспекции.
С августа 2012 года по октябрь 2014 года компания «Регион» претерпела 11 проверок, «Служба заказчика» — 10, «Лидер» — 8, «Энергострой» — 5. Много жалоб – на недавно начавшую свою деятельность УК «Мегаполис». По 1-2 проверки претерпели еще ряд компаний. Результаты не радуют:
— Только в четырех компаниях не выявлены нарушения при проверке,  – говорит Татьяна Гулько. —  Это «Регион-6», УК «Надежда», ООО «Кадала», ГОУ СПО «ЧПК»
Ни договоров, ни подомового учета
Как показали проверки, у многих компаний  вообще отсутствуют договора управления. И хотя основное количество  из проверенных управляющих компаний в своих расценках используют тарифы, рекомендованные управлением по регулированию цен и тарифов, у многих компаний нет подтверждающих документов  тех видов работ, которые произведены в том или ином доме.
— Вот, говорят, мы то и то сделали в этом доме, — рассказывает Татьяна Алексеевна.-  Когда же говорю: «Подтвердите документами, покажите, где собственник подписался под актом выполненных работ. Но документов нет…Самое главное нарушение — ни в одной управляющей компании я не видела, что они ведут подомовой учет. Только в »Регионе — 2» и то не по всем домам.
Среди нарушений — и перераспределение управляющими компаниями  сэкономленных средств с текушего ремонта на управленческие услуги. Проверяющие в этом случае обязательно доводят до сведения собственника: средства, которые должны идти на текущее содержание дома, направлены на содержание самой управляющей компании.
— Перераспределение средств есть у всех компаний,  – говорит Татьяна Алексеевна. — Иногда в 2-3 раза превышает то, что заложено в размере заработной платы, а  у некоторых компаний до 5 — 6 раз. То есть,  это суммы довольно большие.
Куда уходит миллион?
Управляющие компании взимают с жильцов плату за содержание общего имущества, но не считают нужным информировать собственников жилья, на что расходуются средства. А это – нарушение Жилищного кодекса. Должно быть решение самих собственников жилья: решили направить на ремонт подъезда. Значит, на ремонт, и никуда больше.
— Когда мы начинаем при проверке выводить суммы – сколько начислено платы за год, то получается довольно приличная сумма: например, на содержание 9-этажного дом с четырьмя подъездами, вышло более одного миллиона рублей, — говорит Татьяна Алексеевна.-  Когда начинаешь выяснять, куда направлены средства, выясняется, что на данный дом средства эти не направлены. И таких примеров очень много. Вот один из последних примеров: очень много жалоб на компанию «Энергострой», она управляет новыми домами – где-то около 20 домов — средства собирает  исправно, но именно на данный дом средства не направляются, не делается перерасчет, в результате за 2012 -2013 годы у  «Энергостроя» 519 тысяч рублей неиспользованных средств. Есть дом, где за миллион переваливают собранные средства, но они не освоены  на нужды данного дома.  Дом новый, они ничего и не делают, просто используют средства по своему назначению. У «Лидера» тоже приличные суммы – от 300  тысяч рублей  и выше – не использованы  на одном из домов. Надо отдать должное «Службе заказчика» – они делают перерасчет.
Муниципальный контроль усилен
Помимо управления по регулированию цен и тарифов управляющим компаниям покоя не дает и отдел муниципального жилищного контроля, созданный в комитете жилищно –коммунального хозяйства администрации городского округа – таков требование жилищного кодекса. Заместитель председателя комитета Сергей Скурыдин рассказал депутатам, что три человека отдела за 9 месяцев 2014 года риод провели 349 проверок, из них 254 – внеплановые.  Выдано 95 предписаний об устранении нарушений.
На вопрос депутатов об эффективности проводимых мер, Сергей Алексеевич ответил:
— Результаты есть: уменьшились сроки выполнения управляющим компаниями выданных предписаний и заданий, которые ставила администрация городского округа, — подчеркнул Сергей Алексеевич. — Более тесный контакт появился между управляющими компаниями и комитетом ЖКХ, в том числе, часть вопросов, которые возникают в отношении администрации городского округа, мы снимаем в работе муниципальной жилищной инспекции. Часть проблем снимаем относительно штрафных санкций, которые поступают в адрес администрации. Как муниципальная структура мы более близки населению, чем Государственная жилищная инспекция.
На пороге лицензирования
Проверками проблемы кардинально не решишь. Потенциально дисциплинирующей мерой в отношении управляющих компаний, повышении их ответственности перед горожанами станет требование лицензирования. Как известно, данная процедура введена с 1 сентября  2014 года, а с 1 мая 2015 года она станет обязательной. Судя уже только по фактам, приведенным на заседании комиссии градостроительства и жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи лицензию смогут получить далеко не все управляющие компании, работающие сегодня в городе. В первую очередь, понятно, будут вынуждены прекратить свою деятельность фирмы – однодневки.