Ветеран Забайкальского ГИБДД Анатолий Сенотрусов: «Проблемы с годами не меняются»

Когда дороги Читы ещё не знали асфальта, когда автомобили по городу можно было пересчитать по пальцам, Анатолий Семёнович Сенотрусов пришёл служить в ГАИ.

Это было 14 февраля 1964 года. На центральных перекрёстках города появился новый регулировщик уличного движения. Их было тогда всего десять человек. Когда светофоры сдавали сбой, они выходили на дорогу с жезлом и управляли потоками машин и пешеходов. Анатолий Семёнович признаётся, что эта работа была ему по душе. Но куда интереснее было потом, когда он стал инспектором ГАИ. Учителей тогда было мало, постигать тонкости профессии приходилось самому, что приводило ко многим казусам.
Так, он вспоминает, как оформлял своё первое в жизни дорожно-транспортное происшествие. В Чите на перекрёстке улиц Петровская-Полины Осипенко водитель «ЗАЛа» сбил пожилого мужчину, который в результате сломал ногу. Молодой инспектор забрал водительское удостоверение у водителя и отпустил его домой. А наутро пешеход скончался. Пришлось Анатолию Сенотрусову вместе с коллегой в ночь разыскивать водителя, который жил в глухой деревушке в Улётовском районе. Когда они постучали к нему в дом, на порог вышел хозяин и пятеро ребятишек, которые испугались, увидев двух милиционеров, и принялись рыдать. Водителя всё-таки пришлось забрать с собой в отдел, но после составления протокола мужчина был отпущен.
Позже, конечно, он получил специальное образование, но никогда не считал ниже своего достоинства учиться и спрашивать совета у своих младших коллег.
Общаясь с Анатолием Семёновичем, можно сказать, что службу ГИБДД он знает так, как многие и не мечтали. Он оформлял ДТП, принимал экзамены, проводил занятия в школах и трудовых коллективах, осуществлял технический осмотр транспорта и даже учитывал, сколько машин в час проходит на перекрёстке Новобульварная-Шилова в Чите, чтобы рассчитать, сколько времени должны гореть сигналы светофора. Объём работы был большой, но службу он любил. Любил именно за движение, за постоянное общение с людьми. «Ведь только на дороге можно встретить от учёного до шофёра-выпивохи, и к каждому найти подход» —  признаётся Анатолий Семёнович.
На своём веку ему пришлось поработать и в дежурной части ГАИ, а потом и вовсе стать командиром дивизиона дорожно-патрульной службы. В его подчинении тогда было 162 инспектора. И почти все они с душой относились к работе и были очень дружными. «Они не боялись руководства, но все хорошо понимали поставленные задачи, поэтому работали на совесть» — вспоминает Анатолий Семёнович. В то время особой популярностью пользовались социалистические соревнования – сработаешь лучше других на профилактику ДТП, получишь премию. Вот и ходатайствовал о награждении своих ребят командир дивизиона – кому 10 рублей, а кому – 5.
Была и другая форма поощрения. 40 лет назад улица Новобульварная в Чите была очень аварийной, особенно участок от ЗАБВО до улицы Шилова. Так вот командирам отделений и взводов была поставлена задача – если в течение трёх месяцев на данной улице не будет аварий, командир дивизиона будет ходатайствовать перед руководством УВД о получении внеочередного звания. Сейчас Анатолий Семёнович со смехом вспоминает, как некоторые инспекторы буквально жили на этом участке вместе с детьми, жёнами и тёщами. И результат не заставил себя долго ждать. Аварийность была снижена до нуля.
Многие нововведения в современной полиции – это хорошо забытые старые формы работы, признаётся Анатолий Семёнович. Например, работа «скрытых» экипажей ДПС, когда инспекторы ГИБДД патрулируют улицы в гражданских автомобилях. Данная форма работы была очень актуальна в 70-х годах и даже прописана в Приказе МВД СССР №   415.
Несмотря на то, что с момента выхода на пенсию, а это уже более 20 лет, многое изменилось, Анатолий Семёнович признаётся, что проблемы с годами не меняются. Глядя на этого улыбчивого и добродушного человека, с очень тонким чувством юмора, понимаешь, что охранять дорожный порядок, а следовательно слагать историю Госавтоинспекции Забайкалья может не каждый. А только тот, кто делает это, не задумываясь и всей душой.
Ветеран Забайкальского ГИБДД Анатолий Сенотрусов: «Проблемы с годами не меняются»
Ветеран Забайкальского ГИБДД Анатолий Сенотрусов: «Проблемы с годами не меняются»

Источник: Юлия Бабкина