Школьники Улетовского района посетили святые места

Чудесный день на Покров Пресвятой Богородицы и неповторимый, запомнившийся на всю жизнь, случился с нами, учащимися и наставниками Воскресной школы Михайло-Архангельского храма села  Улеты, 14 октября этого года, когда мы отправились в паломническую поездку по святым местам города Читы, рассказывает на страницах газеты «Улетовские вести» руководитель поездки Л. Максимова.

ПО ТРАДИЦИИ мы помолились у Поклонного Креста, что воздвигнут на выезде из нашего села. Он сделан из обычного бетона. Было еще очень рано и темно. И…о, чудо! По всему периметру Поклонного Креста как будто зажглись неоновые огни! Символы Креста буквально горят золотом. Возможно, это световой эффект, но красота была непередаваемая, и сердце наполнилось волнительным предчувствием благодатной радости.
По дороге мы вдохновенно поем православные песнопения. Сначала посвященные Пресвятой Богородице в честь праздника, Господу Иисусу Христу и всем святым, имена которых мы носим. Мы долго поем «Господи, помилуй», а потом кто-то читает Акафист Богородице, кто-то — утреннее правило, а иные молятся про себя.
В сентябре при въезде со стороны Улет в Читу был открыт памятник губернатору Восточной Сибири Муравьеву-Апостолу. Правой поднятой рукой он указывает нам на виднеющиеся из-за’ домов золотые купола Кафедрального Собора. Дети без напоминаний благоговейно молятся. Слава Богу! Вот мы в Соборе. В первую очередь надо помолиться всем святым, приложиться к иконам с мощевиками, поклониться и попросить о помощи у ставшего для нас родным, близким и понятным после изучения жития преподобного Варлаама Чикойского. Дети впервые видят раку, волнуются, очень серьезны, наверное, что-то происходит в их детских сердцах…
Ирина Николаевна Васильева, сотрудник Кафедрального Собора, экскурсовод, предлагает нам начать с истории православия в Чите, со знакомства с архитектурным памятником -церковью Декабристов. Видимо, дети что-то улавливают из рассказа, но главное, теперь для них визуально запечатлеть увиденное: фотографируют мощную деревянную кладку старинных стен, купола, надгробные плиты, напоминающие о священном месте — кладбище православных христиан, на котором сейчас стоим. Это волнует и не вписывается в сознание людей, привыкших относиться к кладбищам с особенным чувством.
СЛЕДУЕМ «царской» дорогой по пути, проделанном молодым цесаревичем, будущим царем Российской державы Николаем II. Въезжаем в «арку» по булыжной, закатанной в советское время камнем из разрушенного Кафедрального Собора мостовой, проезжаем бывший женский монастырь, православные училища и гимназии. И снова на бывшем кладбище. Теперь это мемориальный комплекс с часовенкой во имя пророка Илии, куда приходят часто на молитву читинские десантники. На мемориальных досках дети ищут знакомые фамилии. Молимся у Креста, воздвигнутого на месте разрушенного храма. Поднятые его камни из руин остались здесь у подножия как напоминание о непростом прошлом забайкальской истории.
Великому помощнику и молитвеннику, подателю знания и ума Сергию Радонежскому поставлена светлая и чистая, как сама юность, небольшая часовенка у государственного университета. Дети долго задерживаются у иконы преподобного, ставят свечи, приобретают икону святого — своего заступника.
Вот мы в недавно отреставрированном Свято-Воскресенском храме. В нем по-особенному чувствуется связь времен — старинные намоленные иконы много говорят верующему. Сколько слез, надежд и стонов страждующих слышали святые, изображенные на них…
БУДТО договорились между собой садовник, посадивший дикую яблоньку возле медицинской академии, и архитектор храма во имя Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о гармонии цветов природы и храма: темно-кремовые орнаменты церкви повторяют цвет спелых ягод, и еще при входе в храм появляется ожидание встречи с горящим, как пламень осенних ягод, мужественным и смелым сердцем- владыки. От иконы святителя нельзя отойти. Большие глаза не отпускают, как будто требуя: «Будьте всегда верны! Тверды в вере! Не отступайте! И так исполните закон Христов!». К иконе буквально выстраивается очередь из наших ребят, все хотят прикоснуться и напитаться его силой. Не по человеческому тщеславию, а во имя значимости для детей данной поездки хочу заметить, как нам сказала экскурсовод, учащиеся Воскресной школы с. Улеты явились первыми посетителями храма как экскурсанты и будут занесены в его летопись.
«Царский» путь приводит нас к часовне во имя Александра Невского, что на Титовской сопке, названной в честь священнического рода Титовых. На этом месте в те давние времена, в тот знаменательный для читинцев день будущий русский царь обедал. Здесь наш гид много рассказывает о закономерностях, в православии ничего не бывает случайным и хаотичным. В Церкви все строго продумано и все взаимосвязано. Она простирает руки, правой рукой указывая на Кафедральный Собор, виднеющийся далеко внизу под сопкой, и просит проследить за левой. Влево, на самой вершине внизу сопки, мы видим Поклонный Крест. Все пространство соединено. как соединяется связь времен и событий.
В ЦЕРКВИ Иоанна Предтечи находятся великие святыни православного Забайкалья -самообновленная икона святителя Николая Чудотворца, много икон, изображающих святых в полный рост, из разрушенного старинного Собора во имя Александра Невского. Святые на них как живые, и нет ощущения недосягаемости, они были такие, как мы, немощные, слабые, грешные, но сумели победить большими трудами непреодолимую, как кажется, собственную стену греха.
И вот, по нескончаемо длинной (более 61 метра) железной узкой винтовой лестнице один за другим мы взбираемся на колокольню Казанского Кафедрального Собора. Детишкам, конечно, интересно взглянуть сверху на город, а потом рассмотреть огромный благовест в 10 тонн. Пока он на ремонте. Зато мы послушали веселый и легкий звон самых маленьких колокольцев. Почти рядом, кажется, протяни руку и дотянешься, золотые купола Собора. Сквозь графику деревянных переплетов и кованых ограждений мы видим Крест, воздвигнутый над Собором. Крест в начале нашего пути и Крест в конце его, ограждающий нас всегда, указывающий на Крестный жизненный путь и утверждающий: «Не бойся, малое стадо!».