Правительство Забайкалья: Создание природного парка «Ивано-Арахлейский» не ограничивает права местного населения

В 1993 году в Читинском районе Читинской области был создан «Государственный заказник местного значения в бассейне Ивано-Арахлейских озер», площадью 210 000 га. В связи с принятием Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ решением Читинской областной Думы и Администрации Читинской области от 05.10.1995 г. №  д/а-48/5 заказник был преобразован в «Ивано-Арахлейский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения».

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о заказнике, утвержденного вышеуказанным решением Читинской областной Думы и Администрации Читинской области, заказник создан для экологически безопасного освоения, сохранения и восстановления природных структур, оздоровления экологической обстановки на периферии Байкальского бассейна для последующей организации на этой территории природного парка с целью постепенного, поэтапного изменения категории особо охраняемой территории.
15 июня 2007 года на Межведомственном совещании «Проблемы и перспективы развития Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения» было принято решение: признать целесообразным преобразование Ивано-Арахлейского заказника в природный парк и создать Межведомственную рабочую группу для решения данного вопроса. Рабочая группа образована Распоряжением Администрации Читинской области от 31 августа 2007 г. №   664-А/р в количестве 24 человек.
В течение 2008 г. проводились полевые обследования территории будущего парка. В мае 2009 г. было подготовлено Эколого-экономическое обоснование (ЭЭО) организации государственного природного парка «Ивано-Арахлейский». Два экземпляра ЭЭО с приложением тетрадей, в которых любой желающий мог высказать свои отзывы, предложения и замечания, были предоставлены в администрации сельских поселений «Арахлейское» и «Беклемишевское», для ознакомления местных жителей.
В с. Беклемишево свои предложения написали 2 человека, в с. Арахлей – 3 человека.
Следующим этапом было проведение Администрациями сельских поселений «Арахлейское» и «Беклемишевское» с общественным экологическим центром «Даурия» общественных слушаний. С этой цельюв газете «Забайкальский рабочий» от 02 июня 2009 года №   101 (25306) было размещено объявление, в соответствии с которым  проведение общественных слушаний по вопросу перепрофилирования Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника в природный парк было назначено на 02 июля 2009 года в 11.00 часов  в с. Арахлей, в 13.00 часов в с. Преображенка, в 15.00 часов в с. Тасей, в 17.00 часов в с. Иван-Озеро;   03 июля 2009 года в 13.00 часов — в с. Беклемишево.
В указанное  время общественные слушания были проведены,  составлены итоговые протоколы слушаний (материалы общественных слушаний). Согласно листам регистрации в слушаниях приняло участие 148 человек. Отрицательных отзывов и замечаний в процессе подготовки и проведения общественных слушаний не поступало.
Материалы эколого-экономического обоснования  организации государственного природного парка «Ивано-Арахлейский», вместе с материалами обсуждений, были представлены на государственную экологическую экспертизу в соответствии с подпунктом 4 статьи 12 и абзацем 5 подпункта 1 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Получено положительное Заключение государственной экологической экспертизы (утверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 17 декабря 2009 года №   284).
Создание природного парка осуществлялось также в соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае на период до 2021 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2011 года № 275.
Итогом многолетней работы стало создание природного парка   «Ивано-Арахлейский»в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 09 декабря 2014 года №   673 «Об образовании природного парка „Ивано-Арахлейский“.
Принятию данного постановления предшествовало согласование его проекта с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо Минприроды России от 09 сентября 2014 года №   05-12-29/20373).
Проект указанного Постановления Правительства Забайкальского края также прошел необходимые согласования с заинтересованными органами, в том числе с Администрацией муниципального образования «Читинский район».
Таким образом, решение о создании Природного парка «Ивано-Арахлейский» принято высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что соответствует пункту «а» части 6 статьи 2, а  также статье 19 Федерального закона от 14 марта 1995 года№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Границы природного парка спроектированы с учетом природоохранной ценности биологического и ландшафтного разнообразия данной территории, ее рекреационной значимости и функциональной целостности, характера и степени антропогенной нарушенности природных комплексов. В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков на территории природного парка выделены 7 функциональных зон, имеющих различные режимы особой охраны и использования: особо охраняемая зона (зона ядра), рекреационно-туристическая зона, хозяйственная зона, зона модельного природопользования, зона лесохозяйственного использования и восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, зона сельскохозяйственного назначения, зона населенных пунктов (поселений).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 17 Положения о природном парке «Ивано-Арахлейский» на территории особо охраняемой зоны природного парка (общая площадь 46 195 га)запрещается заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, заготовка живицы (за исключением заготовки гражданами для собственных нужд). Для всех остальных функциональных зон (78,1% от территории парка) указанный запрет не установлен.
Лов рыбы на территории природного парка не запрещается, но долженосуществляться в соответствии с действующим законодательством, в сроки, разрешенные действующими на территории Забайкальского края правилами рыболовства.
В соответствии с Положением на территории природного парка запрещается проведение всех сплошных рубок лесных насаждений, кроме санитарных, проводимых с обязательным уведомлением государственного учреждения. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд не запрещена.
Подпунктом 21 пункта 17 Положения на территории особо охраняемой зоны природного парка запрещается движение и стоянка транспортных средств вне дорог общего пользования (за исключением транспортных средств государственных органов, осуществляющих определенные полномочия, транспорта физических и юридических лиц в случае их проезда до выделенных пастбищ, сенокосных угодий, лесосек, пасек, а также садовых, огородных и дачных земельных участков). В силу подпункта 3 пункта 19 Положения, на территории рекреационно-туристической зоны (общая площадь 25 643 га) запрещается движение транспортных и иных средств вне существующих дорог, а также стоянка транспорта вне специально отведенных для этого мест.На остальной территории природного парка (65,79% от общей площади) указанный запрет не установлен.
Кроме того, в соответствии с Положением, на территории природного парка запрещается производство всех видов охоты. Следует отметить, что запрет на охоту был установлен на территории одноименного заказника, согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 22 октября 2013 года № 449 «О некоторых вопросах Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения».
В целом,  в Положении о природном парке воспроизведены те запреты и ограничения, которые существовали ранее на территории заказника. Разница состоит в том, что в заказнике эти ограничения действовали на всей территории без исключения, а в природном парке они распределены по функциональным зонам – для каждой зоны свои ограничения. Таким образом, режим особой охраны природного парка является менее строгим, по сравнению с режимом заказника.
Более того, мировая и российская практика организации туризма в природных парках показывает, что именно рациональное использование рекреационно-оздоровительного потенциала территории дает больше возможностей для увеличения благосостояния местного населения, в том числе, за счет оказания туристско-рекреационных услуг (обслуживание туристов, оказание услуг гидов-проводников, производство и реализация сувенирной продукции, реализация экологически чистых продуктов питания с личных подсобных хозяйств, услуги по проживанию, прокат оборудования  и пр.).

Источник: пресс-служба Губернатора Забайкальского края