Безопасность на дорогах Забайкалья

Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Забайкальского края свыше 23 тыс. км, в том числе 1772 км автомобильных дорог федерального значения, 8876,5 км автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных автомобильных дорог — более 12000 км.
Как сообщили «Чита.Онлайн» в пресс-службе прокуратуры Забайкальского края, состояние сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения характеризуется как неудовлетворительное. Так, лишь 24% дорог регионального и межмуниципального значения имеет твёрдое покрытие. Гравийное покрытие имеется на 6532 км. На 185 км покрытие отсутствует. В связи с острым недофинансированием дорожной деятельности Забайкальского края в течение длительного периода вся сеть автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения нуждается в ремонте. Почти 40% протяжённости автомобильных дорог общего пользования не отвечают нормативным требованиям.
Не менее остро стоит проблема отсутствия связи населенных пунктов Забайкальского края по автомобильным дорогам с твердым покрытием. 140 населенных пунктов с населением общей численностью более 40 тыс. человек вообще не имеют связи по автомобильным дорогам с сетью автомобильных дорог Забайкальского края.
На протяжении 5 лет отмечается снижение числа зарегистрированных ДТП, наряду с повышением активности работы органов контроля в сфере административного преследования. Положительное влияние на состояние законности оказало внедрение работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фиксации административных правонарушений, имеющих функции фотосъёмки и видеозаписи.
В 2015 году число ДТП в крае снизилось на 3,6% по сравнению с  2014 годом, в их результате погибло 213 человек (снижение на 28%), ранено 1834 (снижение на 1,9%). В первом квартале 2016 года зарегистрировано 249 ДТП, что на 7,8% ниже АППГ, в их результате погибло 32 человека (снижение на 17,9%), ранено 337 (увеличение на 3,1%).
По вине водителей в 2015 году совершено 1228 ДТП (снижение на 6,1%), в первом квартале 2016 года – 214 (снижение на 7%). Неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети явилось причиной 739 ДТП в 2015 году (рост на 8,5%), в первом квартале 2016 года – 166 (рост на 3,8%). Неисправность транспортных средств повлекла 40 ДТП в 2015 году (снижение на 4,8%), и 11 в первом квартале 2016 года (рост 266,7%).
К административной ответственности в связи с нарушениями в сфере безопасности дорожного движения органами ГИБДД в 2015 году привлечено 130439 лиц, что на 14,7% больше аналогичного показателя прошлого года. При этом 113487 лиц привлечены в связи с фиксацией административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фотосъёмки и видеозаписи. По жалобам лиц, привлечённых к ответственности, и протестам прокуроров отменено 1601 постановление (в том числе 112 в связи с отсутствием события административного правонарушения, 1061 – состава, 428 в связи с совершением правонарушения в условиях крайней необходимости). Более 80% лиц привлечены к ответственности в связи с нарушениями скоростного режима (ст. 12.9 КоАП РФ).
В первом квартале 2016 года органами ГИБДД к ответственности привлечено 51611 лиц (рост 81,4%), из них 44542 лиц привлечены в связи с фиксацией административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фотосъёмки и видеозаписи. По жалобам лиц, привлечённых к ответственности, и протестам прокуроров отменено 518 постановлений.
Вопросы безопасности дорожного движения находятся на постоянном контроле прокуратуры края. 16.12.2014 результаты прокурорских проверок в названной сфере обсуждались на коллегии прокуратуры края, в 2015 году проведено 4 целевых проверки.
Нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления не всегда соответствуют требованиям федерального законодательства, что связанно, в первую очередь, с ненадлежащим мониторингом изменений нормативных правовых актов федерального уровня.
По результатам рассмотрения протеста прокуратуры края от 16.10.2014 внесены изменения в Положение о Министерстве территориального развития Забайкальского края, утверждённое постановлением Правительства Забайкальского края от 27.05.2014 № 283.
Только после прокурорского вмешательства приведены в соответствие с требованиями закона отдельные положения Административного регламента Министерства территориального развития Забайкальского края предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Забайкальского края и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог, утверждённого Приказом Министерства территориального развития Забайкальского края от 23.05.2013 № 20.
В ноябре 2015 года прокурором Сретенского района в связи с изменениями федерального законодательства и передачей соответствующих полномочий администрации муниципального района «Сретенский район» принесено 11 протестов на решения Советов сельских поселений, устанавливающих порядок проведения муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения. Все протесты рассмотрены и удовлетворены.
Петровск-Забайкальским межрайонным прокурором в первом квартале 2016 года опротестованы Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на автомобильные перевозки опасных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах городского округа «Город Петровск-Забайкальский», утверждённый постановлением главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 14.12.2015 № 521 (далее — Регламент), в связи с необоснованным расширением перечня запрашиваемых документов, а также оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги и Административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района «Петровск-Забайкальский район», в связи с несоблюдением требований федерального законодательства о государственном и муниципальном контроле.
Шилкинским межрайонным прокурором 15.04.2016 принесены протесты на административные регламенты об осуществлении муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения 14 поселений.
При разработке региональных и муниципальных программ в области дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, участии в реализации федеральных целевых программ в указанном секторе требования законодательства органами государственной власти и местного самоуправления края в основном соблюдаются. Основной проблемой при реализации названных программ является отсутствие денежных средств в региональном и местном бюджетах для исполнения всех предусмотренных мероприятий. Вместе с тем, выявлялись отдельные нарушения при их принятии, утверждении и реализации.
Так, прокурором Дульдургинского района установлено, что Муниципальной программой по безопасности дорожного движения на 2016 год предусматривается мероприятие  «Улучшение материально-технической базы ГИБДД (приобретение оргтехники)», которое не соответствует целям программы, нарушает законные права и интересы граждан. Кроме того вышеуказанное мероприятие программы предусматривает расходование половины всего объема финансирования программы. Прокуратурой района 15.04.2016 принесен протест на  незаконный правовой акт.
Органами государственной власти и местного самоуправления не всегда своевременно проводятся мероприятия по снижению аварийности, предупреждению детского травматизма, информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения, меры по организации дорожного движения, разработке соответствующих проектов (схем), использованию технических средств регулирования дорожного движения.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 16.03.2015 удовлетворены исковые требования заместителя прокурора края о признании незаконным бездействия администрации городского округа «Город Чита», выразившегося в непроведении исследования интенсивности пассажиропотока при утверждении реестра городских маршрутов, непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг и должной организации транспортного обслуживания на городских маршрутах г. Читы. На администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность до 01.01.2016 провести исследование интенсивности пассажиропотока, с учётом которого внести изменения в маршрутную сеть регулярных автобусных перевозок в г. Чите путём исключения дублирующих маршрутов, а также изменения, позволяющие обеспечить регулярное транспортное обслуживание граждан по городским маршрутам в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения.
Значительная часть нарушений законодательства, выявляемых прокурорами, связана с ненадлежащим исполнением органами государственной власти и местного самоуправления и дорожными организациями обязанности по ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществлению дорожной деятельности.
Так, решением Центрального районного суда г. Читы удовлетворено исковое заявление прокуратуры края об обязании администрации городского округа «Город Чита» установить светофорный объект на перекрёстке ул. Олимпийская и Романовского тракта в г. Чите, обустроить перекресток дополнительными полосами для движения транспортных средств с установкой соответствующих дорожных знаков, нанесением горизонтальной дорожной разметки.
По искам прокурора Оловяннинского района 3 собственника объектов дорожного сервиса, расположенных на автомобильной дороге федерального значения «Чита – Забайкальск», в 2015 году понуждены к оборудованию примыканий в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Прокуратурой Хилокского района в 2016 году совместно с органами ОГИБДД района проведена проверка освещенности дорог сельских поселений района, по результатам которой установлено, что фактически освещение дорог в сельских поселениях отсутствует, нормативные требования о надлежащем качестве освещения дорог сельских поселений района с долей действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, игнорируется и не исполняется. Для устранения указанных нарушений прокуратурой района предъявлено административное исковое заявление к администрации муниципального района «Хилокский район» о понуждении обеспечить автомобильные дороги 10 сельских поселений района надлежащим освещением, в соответствии с требованиями ГОСТ, указанное заявление рассмотрено, удовлетворено, находится на исполнении.
Мерами прокурорского реагирования обеспечивались права маломобильных участников дорожного движения, например, по результатам рассмотрения исковых заявлений прокурора Сретенского района на двух пешеходных переходах в г. Сретенске оборудованы съезды с тротуаров для инвалидов. Аналогичные меры применялись прокурорами краевого центра и иных районов.
Выявлялись нарушения законодательства при осуществлении регионального государственного надзора и муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
Выявлялись нарушения закона при регламентировании решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения.
Не всегда органами местного самоуправления проводится оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности.
Как установлено прокурором Хилокского района, сведений о доли протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в администрации района не имеется, соответствующая оценка дорог общего пользования местного значения не произведена, в связи с чем прокуратурой района в адрес главы муниципального района «Хилокский район» внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Выявлялись нарушения законодательства при утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта ассигнований местных бюджетов на указанные цели.
Вскрыт ряд нарушений бюджетного законодательства при формировании и расходовании средств муниципальных дорожных фондов.
Так, прокурором Сретенского района на противоречащие  бюджетному законодательству нормы Положения о муниципальном Дорожном фонде муниципального района 15.04.2016 принесён протест, в связи с тем, что оно предусматривает не все установленные бюджетным законодательством источники формирования  средств дорожного фонда (находится на рассмотрении).
При проверке законности использования средств, предоставленных из Дорожного фонда Забайкальского края бюджету муниципального района «Шилкинский район» установлено, что администрацией городского поселения «Шилкинское» осуществлен неправомерный выбор способа осуществления закупки по ремонту автомобильных дорог общего пользования, устройство тротуаров в границах городского поселения «Шилкинское» на улицах: Ленина, Толстого, Фрунзе, Балябина. В связи с выявленными нарушениями 15.04.2016 межрайонной прокуратурой внесено представление в адрес главы городского поселения «Шилкинское» (на рассмотрении).
Вскрыт ряд нарушений законодательства при закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения, а также при привлечении внебюджетных источников финансирования в указанной сфере.
Выявлялись факты ненадлежащего осуществления контроля за исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным и муниципальным контрактам.
В рамках целевой проверки, проведённой в конце 2015 года, выявлены факты оплаты заказчиками фактически невыполненных подрядными организациями работ при строительстве и ремонте мостов.
Выявлялись нарушения законодательства при перемещении и хранении транспортных средств, задержанных на основании ст. 27.13 КоАП РФ.
Данные правоотношения регулируются Законом Забайкальского края от 06.07.2012 № 692-ЗЗК «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств» и приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29.06.2012 № 171 «Об установлении размеров платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края», Министерства территориального развития Забайкальского края от 17.07.2012 № 55 «Об утверждении Перечня юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированной стоянке, а также выдаче задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края».
Указанные нормативные правовые акты оценивались прокуратурой края, противоречий федеральному законодательству не установлено.
Вместе с тем, как показывают проверки, нарушения в указанной сфере допускаются лицами, направляющими транспортные средства, и организациями, осуществляющими деятельность по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированной стоянке, а также выдаче задержанных транспортных средств.
Организация работы по выявлению причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению со стороны органов ГИБДД в ряде случаев требует корректировки.
Обязанности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований нормативных правовых документов в области обеспечения безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и транспортных средств органами ГИБДД выполняются не всегда. Так прокурорами выявлялись факты отсутствия контроля за исполнением выданных предписаний, уплаты привлечёнными к ответственности лицами административных штрафов.
Выявлялись отдельные нарушения ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» при организации плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Повсеместно выявлялись факты выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований без рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности. В большинстве случаев это связано с отсутствием денежных средств у лиц, допустивших такие нарушения (муниципальных образований и подведомственных им организаций).
Наряду с этим не обеспечивается полнота и своевременность контроля за исполнением выданных предписаний, а также привлечение виновных лиц к ответственности за их неисполнение.
Нарушения прав участников дорожного движения при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением ПДД, в том числе при проведении специальных мероприятий и использовании технических средств, в основном связаны с нарушениями законодательства об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность принятия УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю решений о применении средств автоматической фиксации правонарушений с точки зрения выполнения задач по предупреждению нарушений ПДД и совершения ДТП, ликвидации аварийно-опасных участков автомобильных дорог неоднократно оценивались прокуратурой края, начиная с 2011 года. На протяжении всего периода использования средств автоматической фиксации административных правонарушений отмечается снижение числа ДТП, на контролируемых такими средствами участках дороги.
В анализируемый период в органах ГИБДД выявлено значительное число нарушений законодательства об административных правонарушениях. В 2014 году опротестовано 58 незаконных постановлений должностных лиц органов ГИБДД, внесено 18 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 18 лиц. В 2015 году опротестовано 30 незаконных постановлений, внесено 14 представлений, по результатам рассмотрения которых 11 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. В 1 квартале 2016 года опротестовано 5 незаконных постановлений органов ГИБДД, внесено 4 представления, 3 лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Наиболее распространёнными в указанной сфере являются нарушения, связанные с неисполнением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, ст. 29.10 КоАП РФ. Выявлялись нарушения иного характера, оказавшие значительное влияние как на состояние безопасности дорожного движения, так и на соблюдение прав участников производства по делу.
Не поставлена на должном уровне организация работы по принудительному взысканию наложенных штрафов. Как следует из актов сверки ГИБДД с УФССП по направленным для исполнения постановлениям о наложении штрафов, около половины оконченных исполнительных производств оканчивается в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, что свидетельствует о бездействии в части понуждения оплаты штрафов. Проведенная в 2015 году проверка исполнения судебных решений о привлечении к административной ответственности за правонарушения в сфере БДД показала, что в большинстве случаев по исполнительным производствам допущена волокита, приставами не принимаются меры к понуждению должников уплатить штраф,  исполнение актов государственного понуждения не контролируется, что позволяет виновным лицам фактически избегать административной ответственности.
Например, в 2015 году в УФССП Краснокаменским ОГИБДД направлено 1779 постановлений о наложении административных штрафов. Из них окончено фактическим исполнением 561 производство, в связи с истечением срока давности – 371 производство, неисполненными остались 838 постановлений.  По результатам проверки в 2015 году межрайпрокуратурой в суд направлено 4 иска о бездействии судебных приставов и понуждении их принять необходимые меры (все удовлетворены). Направлено представление в УФССП. После проведенной работы, судебными приставами совместно с сотрудниками ОГИБДД проведен поквартирный рейд среди должников.
С 2011 года судами края по заявлениям прокуроров прекращено право управления транспортными средства почти 1000 лиц, имеющих медицинские ограничения.
В рамках целевой проверки в 2014 году в деятельности автошкол, занимающихся подготовкой кандидатов в водители транспортных средств, выявлено 67 нарушений, для устранения которых внесено 31 представление (22 лица привлечены к дисциплинарной ответственности), по постановлениям прокуроров 7 лиц привлечены к административной ответственности, в суд направлено 7 исковых заявлений. В 2015 году и первом квартале 2016 года такие нарушения носили единичный характер.