На имя губернатора края внесено представление по выявленным нарушениям в сфере охраны лесов

Климатические особенности Забайкальского края являются предпосылками к быстрому распространению лесных пожаров на территории края, ввиду чего он входит в число наиболее горимых регионов Российской Федерации. Пожароопасные периоды 2011-2012 года начались 7 апреля и 27 марта соответственно.  На территории края в 2012 году зарегистрировано 819 лесных пожаров на общей площади 486 461,91 га, из них на покрытой лесом — 373 066, 41 га. В 2011 году зарегистрировано 1595 очагов пожаров на общей площади 227 062,22 га, из них, на покрытой лесом – 163 689,57 га. Увеличению площади пожаров способствовало ненадлежащая подготовка органов исполнительной власти к пожароопасному сезону. Однако ошибки предыдущих лет не учтены органами исполнительной власти края в полном объеме при подготовке к пожароопасному сезону 2013 года. В связи с этим прокурор края внес в адрес врио Губернатора Забайкальского края представление об устранении выявленных нарушений законодательства, направленного на охрану лесов от пожаров. Его прокомментировал прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства Антон Кулибаба.
Приказом руководителя Гослесслужбы от 14.01.2013 № 36 утверждено государственное задание на выполнение работ по противопожарному мониторингу, тушению лесных пожаров КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.  При этом указанное учреждение не имеет собственного авиапарка, для исполнения задания привлекаются по договорам подряда сторонние организации, владеющие авиатехникой. Договоры подряда до настоящего времени не заключены, аукционы на право их заключения объявлены только в феврале 2013 года. Таким образом, ставится под угрозу осуществление надлежащего и своевременного авиамониторинга и тушения лесных пожаров на территории края.
Противопожарные мероприятия в 2012 году Гослесслужбой выполнены не в полном объеме: строительство дорог противопожарного назначения выполнено на 91% (242,4 км. от запланированных 266 км.), уход за минерализованными полосами и разрывами – 67% (11,5 тыс. км. от запланированных 17,2 тыс. км.), контролируемые выжигания – 16% (40,6 т.га. от запланированных 250 т.га.), не освоенными остались денежные средства в размере 4 031 тыс. руб.
Ненадлежащим образом указанной службой ведется работа по взысканию наложенных в рамках административных производств штрафов – из назначенных в 2012 году 1263 лицам штрафных санкций на сумму 4537,4 тыс. руб. взыскано только 2737,4 тыс. руб. с 822 лиц (60%), а на принудительное взыскание в подразделения службу судебных приставов направлено лишь 25% постановлений (86 постановлений из 349). Указанное свидетельствует о нарушении задач административного преследования (ст.1.2 КоАП РФ).
На базе КГСАУ «Забайкаллесхоз» должно быть создано 9 пожарно-химических станций (далее – ПХС) 3 типа, в составе которых должно быть сформировано 20 подразделений по типу ПХС-2 (лесопожарные формирования (ЛПФ)-2) и 84 подразделения по типу ПХС-1 (ЛПФ-1). Штат работников ПХС всех типов должен быть сформирован из штата КГСАУ «Забайкаллесхоз». Вместе с тем, в настоящее время установленный объем ПХС не создан, при плановой численности штата КГСАУ «Забайкаллесхоз» в 1269 человек, фактически на 11 марта 2013 года трудовые договоры заключены с 666 работниками, что свидетельствует о неготовности специализированной организации к пожароопасному сезону. Общее количество техники,  планируемой на тушение лесных пожаров, составляет 523 единицы. При этом указанная техника обеспечена ГСМ лишь на 25%. Во всех территориальных подразделениях отсутствует специнвентарь, работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты и не обучены. Имеющаяся расстановка сил и техники в территориальных подразделениях не соответствует объективной потребности перекрываемых территорий в пожарной технике.
Таким образом, эти и другие многочисленные нарушения законодательства свидетельствуют о том, что органами исполнительной власти края ненадлежащим образом осуществляются переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, не в полном объеме исполнены возложенные на них обязанности по защите лесов от пожаров, подготовке к пожароопасному сезону, координации деятельности специализированных организаций и служб. Ненадлежащее оснащение ПХС всех типов, неукомлектование штатов, отсутствие необходимых контрактов (договоров), сил и средств повлекут за собой несвоевременное выявление и тушение лесных пожаров, ограничение их распространения.

Источник: prokuratura.chita.ru